Мы запускаем цикл статей, рассказывающих о ярких, необычных и, что немаловажно, удачных архитектурных экспериментах в области жилого строительства. Сегодня речь пойдет о районе Борнео-Споренбург в Амстердаме – настоящем градостроительном прорыве середины 90-х.
В 1993 году власти Амстердама приняли решение расчистить от складов два полуострова на востоке города. Вначале было решено застроить постиндустриальный участок жилыми башнями, но исследования показали, что голландцы, привыкшие к своим сомасштабным человеку домам, на дух не переносят многоэтажки и квартиры в домах пришлось бы продавать очень дешево.
Архитекторам из голландского бюро West8 фактически пришлось придумать новую типологию жилья – их трехэтажная застройка высокой плотности в итоге дала больше квартир, чем могла бы дать многоэтажная застройка.
Как такое возможно? Представим прямоугольный полуостров и четыре линии таунхаусов на нем. В центре располагается бульвар с детскими площадками и гостевыми парковками. Обе соседствующие линии таунхаусов прижаты друг к другу вплотную, между ними остается пространства ровно настолько, чтобы свет проходил в отдельные комнаты, и можно было поставить на улице стол и пару стульев.
Бросается в глаза то, что каждый дом не похож на соседний, но каким-то удивительным образом все они складываются в крайне гармоничную общую картину. Все дело в том, что для застройки из 2500 зданий была введена система так называемых «кодов» - все здания имеют вход с уровня земли, оговоренное количество парковочных мест, открытый внутренний двор-патио, у всех таунхаусов одна высота этажа, ширина фасада и единый (хотя и широкий) набор используемых стройматериалов. А в остальном приглашенные архитекторы и сами жильцы могли чувствовать себя абсолютно свободно, самовыражаясь насколько хватало фантазии. В результате за каждым таунхаусом в Борнео-Споренбург виден его жилец: этот – тусовщик, этот – домосед, а этот — спортсмен.
Некоторые здания, выглядящие как таунхаусы, на деле оказываются квартирными домами. Из двориков, заставленных велосипедами, внутрь дома ведут десятки дверей – среди квартир часто попадаются двухэтажные.
Совсем без высотных зданий, впрочем, не обошлось. Три жилых объема высотой около 10 этажей выглядят метеоритами, упавшими на малоэтажную застройку. Одно из них, чешуйчатым фасадом оправдывающее название «Кит», до четвертого этажа представляет собой парковку, и только выше становится жилым.
И наконец, квартал самостроя с канальными таунхаусами. Около сотни участков было разыграно муниципалитетом через лотерею и застроено частниками. Каждый дом выходит прямо к собственной пристани с катером или яхтой.
Проект типа Борнео-Споренбурга не мог быть реализован в России хотя бы потому, что такой проект нарушает российские пожарные и инсоляционные нормы. Однако некоторые из заложенных в него принципов находят отклик в проекте микрогорода «В лесу» - прежде всего это стремление сделать каждое здание, подъезд и квартиру индивидуальными в рамках общего архитектурного единства.
Другие проекты бюро West8:
- Ансамбль площади Schouwburgplein , Роттердам, Нидерланды
- Ансамбль набережной Simcoe в Торонто, Канада
- Сад 10 000 мостов на Международной садоводческой выставке в Сиани, Китай